Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Кто такие рыбы?

Галактионова Алла Константиновна
Цели:  познакомить с общими признаками и разнообразием рыб; учить описывать рыб по плану, приводить примеры речных и морских рыб.
Задачи:
Изучить внешнее строение  и отличительные признаки рыб.
Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи.
Развивать интерес к предмету через использование ИКТ, применять в своей работе интерактивную доску, систему оценивания.
Воспитывать  любовь к природе,  бережное отношение к ней.
Тип: изучение нового материала.
Форма проведения: занятие-исследование.
Методы: проблемный,  частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный,  наглядный.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.
Планируемые результаты:
Метапредметные
Познавательные
ХОД занятия:
I Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
- Скажите, ребята, какой у нас сейчас урок? (Окружающий мир)
II Актуализация знаний.
1.     Беседа.
- Я предлагаю вам вспомнить, о какой группе животных мы говорили с вами на прошлом уроке? (О насекомых)
- Что нового вы узнали о насекомых? (Насекомое-это животное, у которого 6 ног.)
- Приведите примеры насекомых, которые вам известны…
2. Проверка знаний.
 Мудрая  Черепаха приготовила вам вопросы для проверки. Если вы согласны, то показываем знак согласия, если нет – запрещающий знак.
         1. Тело насекомого состоит из головы, груди и брюшка? (да)
         2. Муха – это насекомое? (да)
         3. У насекомого 8 ног? (нет)
         4 Бабочки питаются нектаром цветов?(Да)
         5. Паук – это насекомое? (нет)
         6. Гнездо осы похоже на большой шар? (да)
         7. У бабочки 6 крыльев? (нет)
III Самоопределение к деятельности.
 Кто из вас встречал вчера  или сегодня насекомых? Почему их нет?
- А в какое время года насекомых много? (Летом)
1. Релаксация
 Закройте глаза. Представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зеленой лужайке среди множества насекомых.
Утром стрекоза проснулась,
Полетела, улыбнулась.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.         – Стрекоза это насекомое? (Да)
2. Введение в тему урока.
- Наш помощник – Муравей Вопросик отправился вслед за стрекозой. Очень уж ему интересно было наблюдать за ней. А стрекоза долго кружилась над водоёмом. Вопросику стало интересно - что же она там разглядывает?
А вы, ребята, хотите это узнать? (Да)
- Тогда отгадаем загадку, которую приготовила нам Мудрая Черепашка:
 
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть да не говорю.
Глаза есть – не мигаю,
Крылья есть –  не летаю.
(Рыба)                                          (Слайд 1)
 
- Предположите, о чём или о ком пойдет речь на уроке.
Постановка перед детьми учебных задач.
- Сегодня на уроке узнаем, каких животных называют рыбами. Откройте учебник на стр. 32 и прочитайте цели, которые нам ставит Муравей-Вопросик .Научимся приводить примеры речных и морских рыб, описывать рыбу по плану.
- Героями каких сказок являлись рыбы? (Слайд 2)
 
- Где могут жить рыбы? (В воде, в речке, в озере, в море.)
- В любой ли воде могут жить рыбы?
- А в какой воде им трудно будет жить, они могут погибнуть?
- Что должен сделать человек, чтобы они не погибли?
 
Вывод делают дети: Мы должны помнить, что нельзя отдыхая у водоемов загрязнять воду. В ней живут рыбы.
 
3. Постановка проблемы, выдвижение гипотезы.
- Муравьишка Вопросик хотел бы знать: - А могут ли рыбы жить на суше?
- Кто согласен? Муравьишка сомневается.
- Давайте  продолжим исследование окружающего мира в учебнике  и докажем, что рыбы не могут жить на суше и почему.
 
IV Организация исследовательской деятельности по решению проблемы.
 
1.     Работа с учебником (исследование строения рыб, определение функций частей тела)
-
Муравьишка  Вопросик заглянул в водоем и увидел там вот такую рыбу. (Слайд 3)
- Кто знает как называется эта рыба? (красноперка)
- Кто догадался, почему эта рыба называется красноперка? (красные плавники похожие на перышки).
-Изучите по рисунку в учебнике строение этой рыбы. Найдите указанные части у других рыб, изображенных в учебнике.
 
 
2. Первичное закрепление знаний.
Туловища рыб обтекаемы, чтобы было легче плавать.
Плавники и хвост помогают рыбам плавать.
Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд.
Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок.
Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.
 
- Зачем рыбе нужны жабры? (Рыбы не могут жить без кислорода. Большинство рыб получают его из воды с помощью жабр. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Вода выходит наружу через жаберные щели.)
- Так  могут ли рыбы жить на суше? (Нет) Что необходимо им для жизни? (Они дышат кислородом, растворённым в воде) Молодцы!
 
- Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут? ( Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде.)
 
 
3. Исследовательская,   практическая работа.
Загадка.
- Муравьишка приготовил загадку:
                                И у мамы, и у деток
                                Вся одежда из монеток.   (Рыбы).
- Какое ключевое слово помогло догадаться, что это рыбы?  (Монетки- чешуйки).
- Значит тело рыбы покрыто чешуёй. Зачем она? (Слайд 4)
- Отличительный признак рыб - чешуя. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт и колечко получается узкое. Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.
Подводит к определению нового признака рыб.
(На столах у детей  лежит карточка с силуэтом рыбы, сделанная на уроке технологии  из пластилина. Монеткой они оставляют отпечатки в виде чешуек. Делают вывод - чешуйки в шахматном порядке).
 
 
4. Работа по учебнику в парах.
- Рассмотрите рыб на картинке справа. Положите ладошку на рисунок. Эти рыбы живут в море. - Как бы вы их назвали и почему? (морские). Т.е. моря и океаны- их среда обитания.
- Рассмотрите рыб на картинке слева. Положите ладошку на этот рисунок. Эти рыбы живут в реках и озёрах. Как бы вы их назвали? (речные). Т.е. пресные водоёмы - их среда обитания.
1.  На дворе зима ли, осень,
В глубине родной реки
Мы тельняшки гордо носим,
Как лихие моряки(Окуни.) (Слайд 5)
 
 2.Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает
(Щука(Слайд 6)
Щука речная рыба, больших и средних размеров.Окраска туловища пятнистая,с темными полосками.
 
3. На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом) (Слайд 7)
У сома в отличие от других рыб тело не покрыто чешуёй, оно голое. Его защищает толстая кожа.
- По сравнению с другими нашими рыбами - сом великан.
- Сом - неповоротливый, ленивый. Гоняться за добычей не любит, предпочитает хитрить. Затаится на дне и ждёт добычу. Может лягушку съесть, утёнка или гусёнка за лапку схватить и утащить под воду.
 
4. 3. Он всем рыбам говорил:
- Я к зиме зароюсь в ил,
Буду спать в нем до весны
И смотреть цветные сны
 
Я не хрюшка, ил – не грязь,
А зовут меня…(карась) (Слайд 8)
 
5. До чего ж его иголки
Велики и очень колки.
Что за рыба, словно еж?
Догадались? Это...  (ёрш) (Слайд 9)
У ерша колючие плавники.
 
-Как вы думаете, где обитают все эти рыбы? (в реке)
-Итак, все названные рыбы – речные. Постараемся их запомнить.
- Какие  реки протекают в Курской обл.(Сейм, Кур, Тускарь)
 - Какие рыбы  в них живут?(Сом, карась, щука, карп, лещ,белый Амур, плотва и др.)
 
ФИЗМИНУТКА
Речные рыбы:
1 – окунь; 2 – щука; 3 – сом; 4 – карась; 5 – ёрш. (Слайды 8 – 12)
Морские рыбы:
1 –сельдь; 2 – треска; 3 – акула; 4 – морской окунь; 5 – ка'мбала. (Слайды 9 – 17)
 
 
1. Блещет в море чистом 
Спинкой серебристой.
 (Сельдь) (Слайд 11)

 
2. Я в пятнах вся такая,
Но рыба не речная.
Я хищница морская,
Скажи, кто я такая?
 (Треска) (Слайд 12)
 
3. Зубы в пасти в три ряда.
Это целая беда.
Этот хищник знаменит,
Тем, что он - морской бандит
. (Акула) (Слайд 13)
 
Акулы - отличные пловцы с обтекаемой формой тела, которая также, как у сома, не покрыта чешуёй.
В пасти акулы несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантская акула – самые большие рыбы
 
4. Мой брат в тельняшке, но - в реке,
Я – в море, без тельняшки.
Мой красный цвет пугает всех.
Я - хищник настоящий! (Морской Окунь) (Слайд 14)
 
5. Вот так рыба – просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза на спине,
И живёт на самом дне.
Очень странные дела.
Эта рыба … (Камбала). (Слайд 15)
У камбалы – крошки два глаза, как у всех рыб, по обеим сторонам головы. Малек камбалы похож на обычную рыбку, только на дно ложится боком: одним глазом смотрит вверх, а другим вниз, на дно. Постепенно тот глаз, что смотрит на дно, начинает перебираться на верхнюю сторону и скоро оказывается рядом с первым. 
Ляжет камбала на песчаное дно - и не видно ее. Однажды проделали опыт: положили ее в банку, раскрашенную полосками, оставили. Приходят через какое-то время, а рыба вся полосатая, словно кусочек занавески в банке забыли. 
- Повторим, где обитают эти рыбы? (В море)
- Значит, это - морские рыбы. Постараемся и их запомнить.
VI 
  1. Игра «Узнай по силуэту как называется рыба?». Проверка (Слайд 19).
Силуэт –это . Oдноцветное контурное изображение чего-либо или кого-либо на фоне другого цвета, нарисованное или вырезанное.
  1. Используя рисунок слева в тетради, нарисуй рыбку и раскрась ее. (дома)
 
 VII Работа в парах. Описание одной из рыб, изображенных на картинке
      План описания рыбы
      1. Название рыбы.
      2. Речная или морская.
      3. Размеры (большая, средних размеров, маленькая).
      5. Окраска туловища, плавников.     
VIII Обобщение и систематизация знаний.
Фронтальный опрос. Методика «Дополни предложение».
- Кто такие рыбы?    (  Рыбы- это…
- животные, которые живут в воде
- двигаются при помощи плавников и хвоста
- дышат с помощью жабр
- тело которых (у большинства) покрыто чешуёй.
- А где рыбки могут жить дома? 
- В какой водоём вы хотели бы выпустить свою рыбку? Сделайте это. (Дети прикрепляют свою рыбку в «чистый водоём».) 
X Рефлексивная деятельность. Подведение итогов.
- Какую цель мы ставили на занятии?  - Достигли ли мы ее?
- Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на занятии: если вы хорошо запомнили названия рыб, их строение и основные признаки, то возьмите золотую (жёлтую) рыбку. Если вы допускали ошибки на уроке, но потом исправили их, то зелёную. А если на занятии вам было трудно, не запомнили названия, то красную.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»